Подать объявление
о продаже бизнеса

Как купить бизнес. Часть 3. Как оценить имущество, покупаемое вместе с бизнесом.

Как купить бизнес. Часть 3. Как оценить имущество, покупаемое вместе с бизнесом.
21/01/2015
При покупке бизнеса кто-то опирается на свои знания и опыт. Для кого-то важны связи в вышестоящих кругах. Некоторые ищут поддержку в консалтинговых агентствах, у независимых аудиторов.
Если вы действительно профессионал – покупка и последующее ведение дела не будут для вас чем-то сложным и непривычным. Трудности в ведении бизнеса возникнут у тех, кто при покупке полагался на мнение других людей: у тех, кто ничего не смыслит в предпринимательской деятельности. Обратите на это внимание: выбор за вас сделают другие люди, но работать предстоит вам. Особенно это касается покупки рисковых производств: там, где нужна крепкая рука хозяйственника и волевые решения опытного экономиста.

Владелец фирмы обязан предоставить список с подробным описанием всего имущества – движимого и недвижимого. Определим значение этих понятий.

Согласно «Гражданского кодекса РФ» к недвижимому имуществу причисляют все, что прочно связано с землей: участки, здания, сооружения в т.ч. незавершенное строительство. Движимое имущество – это все остальное (машины, оборудование, компьютеры, станки, деньги, товарные остатки и т.д.).

  1. Убедитесь, что в представленный вам список включены все позиции, отмеченные персональным инвентаризационным номером. Выборочно сверьте данные в списке и реальное положение дел на примере 8-10 наименований имущества.
  2. Узнайте, погашены ли все долги по покупке оборудования, мебели.
  3. Поинтересуйтесь, действует ли еще гарантия на что-либо.

«А за вами должок»: как купить бизнес «без обязательств»

Как уже говорилось, некоторые долги лежат на поверхности. Даже если продавец не говорит, вы можете узнать о них самостоятельно.

  1. Невыплаченные кредиты/рассрочки. «Пробейте» владельца по банковской базе (если у вас есть знакомые в финансовой сфере – сделать это будет легко). Узнайте мнение независимых лиц (грубо – соберите слухи). Пригласите аудитора для проверки финансовой отчетности.
  2. Долги по аренде. Позвоните арендодателю. Изучите пункты договора. Узнайте, каким образом передавались деньги за аренду площадей.
  3. Невыплаченная заработанная плата, долги перед поставщиками. Здесь все просто. Такие обязательства всегда отображаются в финансовых документах. Кроме того, вы можете лично узнать всю информацию у поставщиков и работников фирмы.

Есть обязательства, выявить которые не так-то и просто. К примеру, определенные требования выдвигают Роспотребнадзор и Росприроднадзор. Представители этих департаментов следят за выполнением природоохранных работ, за соблюдением санитарных норм.

К примеру: ваш предшественник мог приобрести обязательство по очистке прилежащий к предприятию территории. Такие требования частенько предъявляют покупателям земельных участков, где ранее проводился сброс токсичных расходов. И, если продавец не выполнил это обязательство, убирать территорию (или платить штрафы) придется вам.

Оцениваем то, что нельзя «потрогать»

Покупаете известное предприятие? Узнайте, передается ли вам право на использование торговой марки, в том числе на эмблему, уникальный метод работы и т.д.

Задумайтесь: быть может, правительство объявило о скором изменении законов и норм, влияющих на продаваемое направление бизнеса? Насколько новые требования и ограничения повлияют на ведение дела?

Узнайте у продавца, почему он решил продать бизнес. Появились сомнения в искренности его слов? Ищите другие источники информации. Быть может, магазин, который вы покупаете (как пример), вскоре будет вытеснен огромным супермаркетом, чье строительство начнется буквально через месяц–другой.

Знание «узких мест» предприятия – это не повод отказываться от сделки. Таким образом, вы подготавливаете себя к преодолению трудностей:

  • к переориентированию профиля купленного бизнеса;
  • к быстрому переоборудованию ресурсозатратного производства и т.д.

Поинтересуйтесь у продавца о его новых планах: чем он собирается заняться после осуществления сделки. Вдруг он решил организовать новое предприятие, которой прямо или косвенно будет конкурировать с вашим?

Иванов продал Сидорову небольшую пекарню. Выпечка этой пекарни славилась на всю округу, да и еженедельная выручка радовала. Предпринимателя сразу же предупредили, что главная печь отживает свой срок, а тестомесильная машина требует ремонта. «Ничего страшного, – подумал Сидоров. – Главное – это репутация, налаженные точки сбыта. Печь куплю в кредит, а тестомес заменим как-нибудь потом».

Через три месяца на рынке появился новый игрок: пекарня, выпускающая тот же ассортимент, что и новая пекарня Сидорова. Каково же было удивление предпринимателя, когда он узнал в директоре конкурентного предприятия Иванова! «Я решил начать все сначала. Это было проще восстановления умирающего производства. – Сказал он недоумевающему Сидорову. – К тому же я получил деньги на открытие от продажи старой рухляди».

Сидоров продержался на рынке еще около года. Новое предприятие быстро оттеснило конкурента.

Плохая репутация продавца может стать вашей головной болью

Репутация старого владельца переходит вам в виде бонуса или «нагрузки» – тут уж как получится. Бывает, что дело вроде и беспроигрышное, но уже обречено на провал. Виной этому несговорчивость предпринимателя, его сложный характер, лень. В глазах партнеров вы, как приемник, будете выгладить таким же. Время, которое вы потратите на разубеждение поставщиков и покупателей, – это не просто дни и недели, это прибыль, которую вы недополучите по вине чужого человека.

На первый взгляд продавец может быть паинькой. Но это только на первый. Для полной картины обсудите репутацию владельца с незаинтересованными лицами: клиентами, поставщиками, партнерами.

Документы, которые стоит изучить

Оценка бизнеса – это не только проверка по списку наличия/отсутствия имущества. Не ограничивайтесь тем, что предложит продавец. Ваши интересы должны быть направлены не столько вширь, сколько вглубь деятельности предприятия.

Просмотрите историю дохода компании. Возьмите данные как минимум за 3 года. Это поможет определить как изменялось соотношение доходов, затрат, прибыли в разные поры года, в кризисные и процветающие времена.

Узнайте, когда в последний раз компания проводила аудиторскую проверку. Каковы результаты последнего аудита: подтвердилась ли достоверность данных баланса с финансовой деятельностью предприятия за отчетный период.

Есть сомнения в искренности продавца? Проводите собственный аудит. Для этого вам понадобятся записи о депозитах, счета, записи о продажах, выписки по выдаче зарплаты и прочие финансовые документы. Продавец отказал вам в предоставлении копий отчетов? Результаты проверки показали, что на предприятии наверняка велась черная бухгалтерия? Требуйте уменьшения цены на продаваемый бизнес.

Помощь профессионалов в продаже / покупке бизнеса необходима. Бухгалтер оценит финансовые документы. Юрист разберется с условиями сделки. Банковский служащий подскажет выгодный кредит. А кто поможет найти стоящее предложение? Об этом в четвертой части цикла.

Предыдущая публикация        Следующая публикация


БЛИЗКИЕ ПО ТЕМЕ



РУБРИКИ



КОММЕНТАРИИ

Горячие предложения по продаже бизнеса


Популярное в бизнес-блоге

Новое в бизнес-блоге


Специальные предложения



Пароль (Восстановить)